Александр Невзоров в своей книге «Лошадиная Энциклопедия» дал, пожалуй, самое точное определение этой школы:
«Haute Ecole» — образно говоря, обозначение наивысшего мастерства в работе с лошадью. Для каждой эпохи эталон, разумеется, разный. В 17 веке это было просто исполнение очень сложных элементов на лошадях, находящихся в состоянии полного сбора. Это делалось болевым воздействием, то есть, употребляя шпоры и уздечку. Так или иначе, но это было верхом совершенства для той эпохи; лучше, чем мастера Haute Ecole, в мире на тот момент никто с лошадьми не работал.
В 20 и 21 веке вершиной мастерства в работе с лошадью считается исполнение все тех же изобретенных в 17 веке элементов, но уже без любых средств принуждения лошади.
Более того, обучение лошади всем самым сложным фигурам и аллюрам должно происходить с сохранением полной свободы лошади. Не допускаются при обучении ни уздечки, ни удила, ни недоуздки всех типов. Категорически запрещаются любые наказания. Haute Ecole в 21 веке опять-таки обозначает наивысшую степень сложности и мастерства«.
В разные века, эти отношения складывались по-разному. На заре возникновения школы, в 16 веке, на заре средневековья, во времена всеобщей жестокости, Hаute Ecole была жестока и к лошади, в 17 в. появились приверженцы мягких по тем временам методов. В свое время Плювинель и Дэ Нестьер совершили революцию в отношениях с лошадью, выступив против жестокости и наказаний. Они поняли, что жестокостью невозможно добиться грации и расположения лошади.
В 19 веке Hаute Ecole практически исчезла. Но знания Hаute Ecole не исчезли, они передавались из поколения в поколение, как некая ценность для избранных, для людей имеющих особую одаренность в работе с лошадьми.
В начале 21 века Hаute Ecole преобразилась. Появилась новая Hаute Ecole. Отношения человека и лошади Hаute Ecole перешли на другой уровень, уровень любви, уважения и понимания лошади.
И совершенно не важно, посредством чего, люди находят взаимопонимание с лошадью.
Первым вдохновителем современного Hаute Ecole был древнекитайский философ Чжуан Цзы, который еще в 3 в до н.э. сказал, что одевать на лошадь уздечку просто нельзя, так как железо причиняет лошади только мучения и боль.
Постепенно, сторонников гуманного обращения с лошадью становилось больше. Имена наиболее выдающихся из них перечислены ниже:
Марио Люраши. Мэтр конного мира, возродивший старинную французскую Hаute Ecole в ее подлинном виде, но без жестокости. Добился отмены «мертвых» подсечек в кино.
Силк Валентин. Силк устанавливает потрясающие отношения с лошадьми, не вставая с инвалидной коляски, и ее Бико легко даются фигуры Hаute Ecole.
Александр Невзоров, доведший Hаute Ecole до абсолюта. Ему удалось то, что еще несколько лет назад считалось невозможным. Он учит лошадей сложнейшим фигурам Hаute Ecole, не только не применяя насилия, наказаний, уздечки и железа, что является нормой для современного Hаute Ecole, но делает это все на лошади в сборе. Сбору, без которого любые элементы бессмысленны и вредны для лошади, Невзоров учит на земле, на свободе, без применения каких либо средств воздействия типа железа или даже недоуздка.
Гонза Блаха, самый юный и, наверное, самый талантливый молодой человек, которому еще предстоит стать кумиром миллионов. Он выработал свою собственную методику работы с лошадьми и уже достиг потрясающих результатов. Он сам понял необходимость сбора и научил этому своих лошадей на свободе.
Магали Дельгадо, которая одной из первых решилась оставить спорт и продемонстрировать выездку Hаute Ecole. Франсуа Пиньон и его брат Фредерик. Они демонстрируют великолепное взаимопонимание со своими лошадьми в спектаклях. Один работает только с жеребцами, другой только с кобылами.
Жан Марк Эмбер, необыкновенно талантливый молодой человек, демонстрирующий потрясающую безуздечечную езду под аплодисменты тысяч зрителей.
Роберт Кук — это профессор ветеринарной медицины, заслуженный хирург. Человек, который первым поведал миру, как велик вред железа, каково его пагубное воздействие на здоровье лошади. Он автор огромного количества научных трудов на эту тему, изобрел уздечку без удил, которой могут пользоваться все, кто не решится ездить без железа.
Есть еще несколько потрясающих человек, которые отказались от насилия, отказались от использования железа и вступили, таким образом, на путь современной Hаute Ecole.
Среди них Андрзей Саиацки, Люка Монета и, конечно, Фоксфилд Экуестриан Дрилл Тим (Foxfield Equestrian Drill Team).
Все эти деятели и, прежде всего, любители лошадей пришли к выводу, лошадь не должна страдать! Железо причиняет боль, использовать его нельзя и, вместе с тем, лошади для баланса необходим сбор. Достижение сбора не есть самоцель, он необходим для сбалансированного, сильного, чистого и грациозного исполнения элементов Haute Ecole.
Натуральные отношения. Здесь имеется в виду учение Парелли и все сходные учения, основанные на попытках понимания лошадиной психологии. «Натуральные отношения» заслуживают огромного уважения, они в силу своей демократичности являются решением проблем для миллионов конников.
Последователи школы Hаute Ecole не делят отношения с лошадью на Hаute Ecole, Natural Horsemanship и что-то еще. Основным отличием школ Hаute Ecole и Natural Horsemanship является то, что принципы Natural Horsemanship направлены на то, чтобы расслабить лошадь, погасить ее природный дар и темперамент, а принципы Hаute Ecole призваны вдохновить, разжечь лошадь, заинтересовать ее и раскрыть весь ее природный потенциал. Для воспитания выбираются самые горячие, темпераментные и норовистые лошади. Чистокровки после скачек, жеребцы производители, это самые подходящие лошади для Hаute Ecole.
Вся работа под седлом с железом в Nаtural Horsemanship мало отличается от обычной, так как используется железо, инструмент для причинения боли во рту. Он может весьма болезненно воздействовать на лошадиный храп. Более того, без железа лошади Nаtural Horsemanship не работают в сборе, что чрезвычайно вредно и болезненно для лошади.